Участие в XVI Муниципальной Ярмарке инновационных продуктов-2024
Характеристика инновационной практики
Актуальность практики
Постановки детских спектаклей, опора на классическую драматургию, детские пьесы для разных возрастных категорий детей актуальны в настоящее время. Театр – важнейший ресурс для выявления и развития талантов и одаренностей в каждом ребенке. Театр выступает инструментом формирования детского коллектива, командного единения на основе качественного репертуара, ведь постановка спектакля с детьми – это системный педагогический процесс.
Значимость коллективного театрального творчества была поддержана Президентом нашей страны, и эта государственная поддержка сформирована в Поручении Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам встречи со школьниками в ВДЦ «Океан» 1 сентября 2021 г. (№ Пр-1806 от 24 сентября 2021 г.) о развитии и поддержке школьных театров.
С 2021 года в рамках деятельности Минпросвещения России совместно с Минкультуры России, Российским Движением школьников, Театральным институтом имени Б. Щукина развернута системная работа по созданию школьных театров. С учетом новых вызовов, задач и механизмов развития, школьный театр должен стать лидером развития художественного творчества школьников, школой развития эмоционального интеллекта, самоактуализации, формирования гибких навыков, воспитания и развития личностного потенциала.
Программа «Театральная студия «Красная Шапочка» направлена на всестороннее развитие личности ребёнка, что особенно важно в дошкольном возрасте. С помощью театральных методик происходит оптимизация речевого развития, формирование навыков владения голосом, чувства ритма и пластики движений.
Новизна программы заключается в многообразии подходов к обучению. Образовательный процесс включает формирование основ зрительской культуры, развитие исполнительских навыков и накопление знаний о театре. Эти элементы взаимно дополняют и обогащают друг друга, способствуя формированию нравственных качеств у детей.
Программа также призвана поднять уровень духовно-нравственной культуры. Она отвечает запросам системы образования, обеспечивая совершенствование воспитания и развития детей. При этом дает возможность освоить начальные элементы артистических навыков и создать условия для профориентационной работы с детьми.
Область применения инновационной практики.
Программа «Театральная студия «Красная шапочка» предлагается к использованию в дошкольных образовательных организациях в группах старшего дошкольного возраста 5-7 лет, а также учреждениях дополнительного образования, осуществляющих работу с данной категорией детей.
Таким образом, театральная студия становится важным инструментом всестороннего развития детей в детском саду, способствуя формированию их личности и социальных навыков.
Описание практики.
Цель программы — обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников, воспитание артистической индивидуальности ребёнка, творческих способностей и интереса к театральному искусству и актёрскому мастерству.
Задачи программы:
- познакомить детей с разнообразными театральными направлениями (кукольный, драматический, );
- совершенствовать артистические умения детей, помогать выражать чувства и образы, а также развивать навыки общения в различных ситуациях;
- формировать навыки речевой культуры и чувство эстетики;
- воспитывать интерес к литературе, театру и русскому фольклору;
- стимулировать творчество ребёнка, развивать в нём такие качества, как доброта, трудолюбие и уважение к искусству других.
Научная новизна и практическая значимость.
В современных условиях развития системы образования в России особое внимание уделяется обновлению дошкольного образования с акцентом на демократизацию, гуманизацию и индивидуальный подход в обучении. Главной задачей этого этапа является признание важности дошкольного образования как ключевого элемента всей образовательной системы.
Согласно федеральным образовательным стандартам дошкольного образования, целью является всестороннее развитие детей в дошкольном возрасте с учетом их возрастных и индивидуальных характеристик, опираясь на духовные и нравственные ценности, а также исторические и культурные традиции нашего народа.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна курса состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Необходимые ресурсы, финансово-экономическое обоснование реализации практики.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо создать такие педагогические условия, которые бы способствовали самовыражению детей, их развитию, сохранению заложенных природой способностей, а также формированию у них жизненной компетентности.
Средства ЦОР, ИКТ, для оптимизации и активизации образовательной деятельности, визуализации образовательного процесса, проектирования, моделирования. Финансовые средства образовательной деятельности, средства внебюджетной деятельности, средства стимулирования, средства спонсорской помощи.
При комплексном подходе к ресурсному обеспечению и грамотном финансовом планировании программа театральной деятельности для дошкольников может быть успешно реализована и приведет к значительным положительным результатам в образовательном процессе.
Творческий коллектив:
Миролюбова Ирина Валентиновна
Камакина Елена Сергеевна
Дьяконова Светлана Сергеевна
Андомина Елизавета Романовна
Гмызова Яна Владимировна
Рецензии
Представление опыта "Работа над образом, как необходимое условие развития дошкольников" 12 марта 2024 года на базе детского сада № 71 ММО руководителей театральных студий дошкольных образовательных учреждений при поддержке МУ ДПО "Информационно- образовательный центр"