Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания, произошла незаметная революция.
Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО - (англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов»). Стандарт в образовании выступает гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование, определяет ориентиры дошкольного образования, которые нужны государству.
До 1 января 2016 года Законом был установлен переходный период, в течение которого каждая образовательная организация, в том числе и наш детский сад, должны разработать образовательную программу в соответствие с требованиями ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
В связи с тем, что программа «Развитие» не вошла в реестр примерных образовательных программ, на педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения возлагается большая ответственность за выбор новой примерной образовательной программы и разработку новой образовательной программы дошкольного учреждения, которая позволит организации осуществлять образовательную деятельность.
Прежде чем приступить к разработке Программы, в Учреждении проведена большая работа: изучены законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дошкольного образования; проштудированы примерные основные образовательные программы, представленные на сайте Минобрнауки России; проведены семинары и консультации для педагогов; рассмотрена педагогическая и методическая литература; проведена переподготовка педагогов в соответствии с новыми тенденциями дошкольного образования и т.д.
Выбор программы «Истоки» был обусловлен следующими причинами:
Программа является целостной, комплексной, программой обогащенного развития и воспитания ребёнка-дошкольника в разных видах деятельности;
соответствует виду учреждения, его кадровому и методическому обеспечению;
соответствует ФГОС ДО;
определена заказом родителей на развитие в ребёнке активности, любознательности, стремления к самостоятельности познания, творческих способностей, готовности к школьному обучению.
Согласно Закону об образовании семья становится реальным участником образовательного процесса. Семья тоже имеет право выбирать направление развития ребенка, ориентируясь на его особенности.
Уважаемые родители! Приглашаем вас познакомиться с содержанием программы«Истоки»/под редакцией Л.А. Парамоновой. Считаем, что педколлектив сделал правильный обоснованный выбор.
Название программы – «Истоки» - отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития, а не узконаправленного периода подготовки к школе.
Программа «Истоки» переработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она учитывает достижения в области отечественной педагогической и психологической науки, вобравшей в себя мировой опыт, а также многолетние исследования авторов Программы, развивающих основные теоретические положения, признанные всем научным сообществом.
Программа задает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного процесса, необходимые условия для реализации программы.
Программа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение - акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются специфически детских видах деятельности. В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями.
В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.
Программа «Истоки» открывает широкие возможности для грамотного и творческого использования педагогами различных образовательных моделей и технологий воспитания и обучения детей в детском саду, что по праву позволяет ей быть основой для многих вариативных и специальных программ будущего.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, системой мониторинга и апробирована широкой практикой. Присвоен гриф "Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве примерной основной образовательной программы дошкольного образования".