МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 71

"Красная Шапочка"

 

Дошкольный возраст

  Особенности организации образовательного процесса

в группах дошкольного возраста

 

      

 

     Основное образование осуществляется в процессе разнообразных форм непосредственно образовательной деятельности, цель которой – помочь ребенку «открыть» новое знание, новый способ деятельности. В соответствии с образовательной технологией программы «Истоки» непосредственно образовательная деятельность осуществляется по подгруппам (по 8 - 10 человек), и предусматривает разнообразные способы организации:

совместную деятельность педагога и ребенка,

совместную деятельность ребенка со сверстником,

самостоятельную деятельность детей.

    В процессе непосредственно образовательной деятельности используются методы прямого и проблемного обучения, решаются задачи не только рассматриваемой образовательной области, но и развития деятельности, в которой осуществляется обучение. Например, в большинстве форм непосредственно образовательной деятельности, направленных на решение задач художественно-эстетического развития, решаются задачи образовательной области коммуникация, где дети осваивают основы диалога со сверстником. Таким образом, большинство форм непосредственно образовательной деятельности носят интегрированный характер.

     Решение образовательных задач предусмотрено и через образовательную деятельность в ходе режимных моментов. Отличительной особенностью   образовательной деятельности в  режимных моментах является партнерская позиция взрослого и ребенка, осуществление взаимодействия по типу сотрудничества. 

     Большое внимание уделяется организации самостоятельной деятельности не только по интересам ребенка, но и специально организованной педагогом. Логику средств и логику деятельностей ребенок открывает, «со-творяет» вместе со взрослым. Взрослый организует деятельность детей, в процессе которой он передает ребенку опыт в особых, присущих дошкольнику, формах обучения.

     Вовлечение родителей в образовательный процесс предусмотрено через интерактивные формы работы с семьями воспитанников и организацию совместных мероприятий для детей и родителей.

    Сентябрь, май - время диагностических  заданий по физическому  и музыкальному развитию детей. Педагогическая диагностика по программе «Истоки» проводится в течение года в ходе непосредственно образовательной деятельности в виде  контрольных заданий.  К анализу качества и уровня результативности образовательного процесса подходим дифференцированно. Методы отслеживания: наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностирование, беседы. Диагностическая деятельность позволяет констатировать содержание, целесообразность методов воспитания и обучения, определить продвижение детей в усвоении программы.  Организованная образовательная деятельность состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка; в освоении новых сложных способов познавательной деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

     Образовательная деятельность организуется по инициативе педагога, он ставит перед детьми задачи, задает необходимые средства, оценивает правильность решения. Используя строгую последовательность учебных  задач, варьирует конкретный материал, опираясь в отборе на склонности своих воспитанников и уровень их развития. Воспитатель сам вызывает активность детей, вовлекая их в ту или иную деятельность, демонстрируя собственную увлеченность.  В этом контексте ребенок выступает в качестве субъекта деятельности.

     Деятельностный метод при организации организованной образовательной деятельности - это когда знания не даются в готовом виде, а постигаются путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков. Ребенок выступает в роли исследователя «открывающего» основополагающие свойства и отношения. А педагог подводит детей к этому «открытию», организуя и направляя их учебные действия. Обучение строится как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

     Мероприятия с детьми проводятся в самой различной форме: свободной игры, бесед и слушания чтения. За это время часто происходит смена форм и видов деятельности детей. Каждое занятие целостно обращено к наиболее сущностным потребностям детей дошкольного возраста: познавательной и игровой деятельности, общении и творчестве.              

     Подгруппы составляются на разных основаниях: это могут быть «сильная и  «слабая» подгруппы по разным видам занятий, смешанные подгруппы, где «слабые» дети имеют возможность видеть особенности выполнения заданий «сильными» детьми, переменные подгруппы, когда дети объединяются на отдельные занятия по разным признакам.

     Используется интеграция образовательных областей. Особенно эффективным является взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных видах детской деятельности: развитие математических представлений в процессе рисования или  наблюдения на прогулке, исследование физических свойств тел при лепке, в процессе конструирования из кубиков или вырезания ножницами из различных материалов; приобретение навыков чтения, письма и счета в процессе игры в магазин или в больницу и т.п.

    Интегрирующим направлением планирования познавательной деятельности являются мероприятия по развитию речи и театрализованной деятельности. Обязательными для всех групп являются мероприятия по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью, математическому развитию, изобразительной деятельности, музыке и физической культуре.

    Между различными направлениями деятельности детей осуществляется внутренняя интеграция.   Каждое из них имеет свой тезаурус познавательной деятельности, свои специфические особенности и цели, которые требуют погружения или сосредоточения внимания в рамках одной образовательной области. Тематика занятий удобна при планировании индивидуальной работы и деятельности воспитателя по развитию познавательных способностей детей в свободной деятельности.

    Для реализации образовательной функции  разработан учебный план, в котором отражены все разделы образовательной программы, определено количество НОД (занятий) в неделю в каждой возрастной группе, общее количество занятий  и их длительность. Это позволяет нам планировать нагрузку на детей в соответствие с СанПиН, проследить распределение занятий разного цикла в течение учебной недели.

    Для охраны и укрепления здоровья детей в детском саду физическая нагрузка на занятиях варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием детей. Прослеживается физическое и психическое состояние ребенка с момента поступления в детский сад до выпуска в школу: антропометрия, динамика заболеваемости, переход из одной группы здоровья в другую, данные осмотра врачами и педагогами-специалистами. Закаливание детей включает в детском саду водные, воздушные и солнечные мероприятия. 

В начало страницы