Система коррекционной работы
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме фронтальной занимательной деятельности со всеми детьми, на подгрупповой деятельности, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе педагогов. Режим дня и расписание образовательной и коррекционной деятельности в логопедической группе строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач.
Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики, сбора анамнеза, индивидуальных занятий с детьми, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления и обсуждения плана работы на первый период работы.
В конце сентября специалисты, работающие в логопедической группе, на медико-психолого-педагогическом совещании обсуждают результаты обследования детей и проведенной диагностики и утверждают план работы группы на первый период работы.
С первого октября начинаются занятия с детьми во всех возрастных логопедических группах в соответствии с утвержденным планом работы. Обсуждение темпов динамики развития детей и составление плана работы на следующий период может проходить в рабочем порядке, в ходе собеседования логопеда со всеми специалистами. Заведующая дошкольным учреждением утверждает план работы логопедической группы в начале каждого периода работы. Второе медико-психолого-педагогическое совещание проводится в конце учебного года, затем, чтобы обсудить результаты итоговой диагностики развития детей и определить эффективность работы всех специалистов.
Учебный год в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи начинается первого сентября и длится 9 месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода обучения, каждый из которых имеет свои коррекционные задачи.
Первый период- сентябрь, октябрь, ноябрь.
Второй период - декабрь, январь, февраль.
Третий период - март, апрель, май.
Проводятся следующие виды фронтальной деятельности:
- по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения и письма.
- по обучению детей словообразованию, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи.
Количество меняется в зависимости от периода обучения.
На подгрупповые формы организации деятельности в старшей группе — по 25 минут с обязательным десятиминутным перерывом. В подготовительной группе логопед, исходя из возможностей детей, может проводить два раза в неделю фронтальную деятельность. Продолжительность в подготовительной группе — 30 минут, перерыв— 10 минут. Все остальное время во всех возрастных группах занимают индивидуальные занятия с детьми.
В середине учебного года -зимние каникулы, в эти дни всеми специалистами проводятся только индивидуальная деятельность и игры на свежем воздухе. Организуется коррекционно-развивающая работа и в июне при переходе детского сада на летний режим.
Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.
В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. При подборе дидактического материала учитываются:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления.
В основу наполняемости положено тематическое планирование по лексическим темам. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер, подобран в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.